Пошелов Павел Викторович,
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия», г. Омск
В связи с введением в действие нового федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» увеличилась нагрузка на контролирующий орган в сфере госзакупок – Федеральную антимонопольную службу. Поэтому представляется возможным рассмотреть и проанализировать деятельность данного органа по рассмотрению жалоб на действия аукционных комиссий и заказчиков.
Мной были проанализированы 100 решений по жалобам комиссии управления ФАС по Новосибирской области за сентябрь-начало ноября 2014 года. В большинстве случаев обжалуются действия при проведении аукционов в сфере строительных и ремонтных работ (примерно 45% жалоб), а также в сфере поставки определенных предметов для государственных или муниципальных нужд (40% жалоб).
По результатам рассмотрения жалоб УФАС, в случае выявления нарушений, в основном выдает предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Указания на то, что материалы, собранные по результатам внеплановых проверок отправлены компетентному органу для привлечения виновных лиц к административной ответственности практически отсутствуют (3 случая). То же самое относится и к передаче материалов в правоохранительные органы для выявления в действиях преступлений коррупционной направленности (в начале 2014 года по одному делу такие материалы были направлены в СУ СК по Новосибирской области).
Что касается результата рассмотрения жалоб, то в большинстве случаев жалобы признавались необоснованными (54 из 100). Полностью обоснованными были признаны 19 жалоб, частично обоснованными – 27.
В то же время, даже в решениях по жалобам, признанным необоснованными, комиссия УФАС, по результатам проведения внеплановых проверок, находила различные нарушения Федерального закона № 44-ФЗ (21 из 54-х).
Теперь перейдем к наиболее часто встречающимся нарушениям, выявленным в ходе внеплановых проверок по жалобам.
Более всего нарушаются требования статьи 64 ФЗ-44 (содержание документации об электронном аукционе) – 28 нарушений. Из этих 28-ми чаще всего нарушается пункт 2 части 1 данной статьи (в части содержания, состава заявки на участие в аукционе, а также установления требований, влекущих за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе). Далее идут нарушения пункта 11-го части первой – 6 раз (касающиеся даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе).
Второй по частоте нарушения является статья 66 (порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе). – 17 раз. Из них 8 случаев нарушения части 3 (содержание первой части заявки на участие в электронном аукционе) и 5 случаев нарушения части 6 (требования от участника аукциона документов, не предусмотренных ФЗ).
Далее идут нарушения статьи 31 (требования к участникам закупки) – 16 случаев. Здесь основное нарушение – установление заказчиком требований к участникам закупки в нарушение требований ФЗ (часть 6 статьи 31) – 12 раз.
Следующая группа нарушений касается статьи 33 (правила описания объекта закупки) – 14 случаев. Здесь в основном фигурирует пункт 1 части 1 данной статьи – 7 раз.
И последние среди самых часто встречающихся нарушений – нарушения положений статьи 67 (порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе) – 12 случаев. Из них 8 раз – нарушение части 4 (случаи недопуска к участию в электронном аукционе).
Теперь посмотрим на долю всех выявленных нарушений.
И в заключении хотелось бы сказать, что отношения в сфере контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд весьма важны. Поэтому необходим надлежащий контроль за данными отношениями, чтобы не допустить нарушений прав граждан, хозяйствующих субъектов и публичных образований. А концентрация внимания на основные варианты нарушений позволит свести их к минимуму.