Анализ правоприменительной практики при исполнении наказания в виде обязательных работ

Калинин Владимир Сергеевич,
Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, г. Владимир
Научный руководитель Пантелеев Виктор Александрович, доцент кафедры уголовно-исполнительного права ВЮИ ФСИН России, к.ю.н., доцент, полковник внутренней службы в отставке

Обязательные работы – основной вид наказания, который назначается трудоспособным лицам и заключается в неоплачиваемом выполнении в свободное от оплачиваемой работы или учебы время общественно-полезных, необходимых в районе жительства осужденного физических работ, определяемых органами местного самоуправления, и исполняется уголовно-исполнительными инспекциями (далее – УИИ) в течение определенного судом времени [1, с. 31]. Обязательные работы сами по себе не влекут никакого ограничения в личной свободе, в том числе и свободе передвижения по стране, чем существенно отличаются от таких видов наказания, как лишение свободы, арест или ограничение свободы. Обязательные работы выполняются бесплатно, что является их определяющей особенностью. В отличие от исправительных работ, исполнение которых предусматривает удержание части заработка, обязательные работы осуществляются без начисления осужденному заработной платы (ст. 49 УК РФ). Наказание отбывается на объектах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с УИИ. Поэтому осужденному приходится приспосабливаться к новому коллективу в статусе преступника. В соответствии со ст. 86 УК РФ лица, осужденные к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, в том числе и к обязательным работам, признаются не имеющими судимость по истечению одного года со дня отбытия наказания. Воспитательную функцию обязательных работ выполняет, прежде всего, характер труда осужденного. Обязательные работы должны быть общественно-полезными, тяжелыми и неквалифицированными. В центрах занятости всегда имеются вакансии на такой вид деятельности, т.к. они непрестижные и малооплачиваемые, к примеру, в г. Владимире постоянно требуются грузчики, подсобные рабочие, маляры, операторы уборки (уборщицы), автомойщики, дворники и др. [2].

Закон особо выделяет категорию граждан, которым не может быть назначено наказание в виде обязательных работ по признаку трудоспособности, например, инвалидам первой группы; беременным женщинам; женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет; пенсионерам; военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву [6].

Труд, выполняемый осужденными при отбывании наказания, носит обязательный характер. Это означает, что осужденный обязан отработать на пользу общества указанное в приговоре количество часов; трудоустройство осуществляется в принудительном порядке. Осужденный обязан выполнять те виды работ, которые будут ему определены органом местного самоуправления по согласованию с УИИ; выполнение обязательных работ осуществляется по приговору суда в течение указанного судом времени с целью трудового воспитания согласно уважения к закону и общественным интересам; злостное уклонение от работы влечет за собой уголовные санкции.

Этот вид наказания стал применяться в России с 1 января 2005 г. Анализируя правоприменительную практику, видно, что количество осужденных судом к обязательным работам с каждым годом неуклонно росло, вплоть до 2012 г. Но внесенные изменения в УК РФ [4], позволили судам более широко применять наказание в виде исправительных работ, и число осужденных к обязательным работам несколько снизилось, однако это обстоятельство не уменьшило значение наказания в виде обязательных работ в деле назначения справедливой кары за совершенное преступление. Так, по данным ИЦ УМВД России по Владимирской области, в 2005г. в области судами приговорено к наказанию в виде обязательных работ 185 чел. (по стране – 10022 чел.), в 2006 – 185 чел. (11729), в 2007 – 197 чел. (12867), в 2008 – 243 чел. (15379), в 2009 – 385 чел. (18881), в 2010 – 549 чел. (21419), в 2011 – 510 чел. (21494), в 2012 – 407 чел. (21375), в 2013 – 362 чел. (за 2013 г. данных по стране пока нет).

Осмысляя уже накопленный опыт и анализируя судебную практику применения данного вида наказания, можно констатировать:

  1. В уголовном законодательстве не урегулирован вопрос о включении времени отбывания обязательных работ в трудовой стаж осужденного. Логично было бы засчитывать в трудовой стаж добросовестный общественно-полезный труд во время отбывания наказания осужденным, не имеющим другой работы, т.к. это способствовало бы исправлению преступника. По аналогии с тем, что время работы при отбывании осужденным других видов наказания (например, лишение свободы, исправительные работы) засчитывается в его трудовой стаж.

2.   Международные правовые акты уделяют особое внимание наказаниям за уклонение осужденного от отбывания наказания. Так, в Токийских правилах 1990 г. и Европейских пенитенциарных правилах 2006 г. говорится, что осужденный должен быть детально информирован относительно оснований замены первоначально назначенного ему наказания. Решение о замене лицу наказания может быть принято только органом, вынесшим первоначальное решение, но не исполняющим приговор. Замена первоначально назначенного наказания не связанного с лишением свободы может быть осуществлена только при отсутствии других подходящих альтернативных мер [3]. Однако, в ч. 3 ст. 49 УК РФ установлена ответственность только за злостное уклонение от отбывания обязательных работ. В этом случае они заменяются принудительными работами или лишением свободы. Злостное уклонение включает: а) невыход более двух раз в течение месяца на обязательные работы без уважительных причин (срок исчисляется со дня первого нарушения трудовой дисциплины); б) нарушение трудовой дисциплины более двух раз в течение месяца; в) скрытие в целях уклонения от отбывания наказания [5].

Нарушением трудовой дисциплины могут являться: опоздание на работу, самовольный досрочный уход, появление на работе в нетрезвом виде, отказ без уведомления непосредственного руководителя или представителя администрации от выполнения задания и др. Уважительные причины должны быть подтверждены документами. Под скрытием осужденного от обязательных работ специалисты предлагают понимать оставление места жительства без уважительных причин и уведомления о своем убытии УИИ; прекращения выхода на обязательные работы; выезд за пределы административно-территориального района с целью уклонения от отбывания наказания; длительное уклонение осужденного от участия в обязательных работах и от контактов с сотрудниками инспекций, игнорирование их предложений посетить инспекцию и дать пояснения о причинах уклонения от отбывания наказания.

  1. По международным стандартам при осуждении к наказаниям, связанным с обязательной трудовой деятельностью, требуется согласие осужденного. Однако в России действующий порядок назначения обязательных работ не предусматривает получение согласия осужденного для исполнения назначенных ему обязательных работ. Введение этого законодательного положения поможет уменьшить количество случаев уклонения от отбывания этого наказания.

Обязательные работы имеют следующие особенности: осужденный не изолируется от общества и не лишается свободы; он сохраняет основное место работы или может продолжить учебу; труд не оплачивается; элементы позорящего наказания, могут оказать воздействие, к примеру, на чиновника, приговоренного к выполнению непрестижной и малопривлекательной работы.
Таким образом, наказание в виде обязательных работ, как альтернатива лишению свободы, содержат в себе значительный потенциал, который может очень успешно реализовываться уголовным судопроизводством при условии критического анализа существующих конструкций и санкций уголовно-правовых норм и уточнения законодательной базы.


Список литературы

  • Бакулина Л., Тарханов И. Наказания в виде обязательных работ: проблемы введения в действие // Законность. 2005. № 6. С. 31.
  • Вакансии // ProГород от 09.03.2013 № 10 (183); Работа // Ва-Банк от 21.03.2013 № 11 (307).
  • Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила). П. 3.4, 14.4.
  • Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 03.02.2014). Ст. 27, 30. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  • Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 03.02.2014). Ст. 49. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
0
Ваша оценка: Пусто