Анализ экономических показателей проведения летних Олимпийских игр современности

Феофанов Н.Ю.,
и.о. заведующего кафедрой экономики и финансов Омской юридической академии, кандидат экономических наук
Давлетханов Р.М., студент ЧОУ ВО Омская юридическая академия

Мировой спорт стремительно коммерциализируется. Все более экзотические виды спорта попадают в расписание Олимпийских игр, а контракты Международного Олимпийского комитета (МОК) со спонсорами и рекламодателями теперь исчисляются десятками миллионов долларов.
Меж тем данная тенденция сколь приятная для спорта и бизнеса, столь же и настораживающая. В первую очередь, запуск процесса тотального проникновения денег в спорт ведет к росту убыточности большинства хозяйствующих субъектов этой сферы деятельности: государств-устроителей Олимпийских игр, профессиональных спортивных клубов, национальных спортивных федераций [1,2].
По сути, лишь «американская» система спортивного бизнеса сейчас работает в прибыль и чаще всего в прибыль. Представители других моделей восприняли процесс коммерциализации как имиджевую гонку финансовых вооружений, что особенно хорошо видно по экономическим показателям последних летних Олимпиад.
Современные Олимпийские игры — это не только состязание сильнейших спортсменов планеты, но и крупнейший международный бизнес-проект .
Каждая Олимпиада — колоссальная финансовая воронка, которая засасывает деньги, исчисляемые миллиардами: на инфраструктурное строительство и возведение спортивных объектов, на подготовку атлетов и на проведение соревнований, на обеспечение безопасности и на культурную программу.
Прибыльность Игр во многом зависит от привлечения к их финансированию частных инвесторов: чем большую долю во вложениях занимают финансы частного сектора, тем большая вероятность, что Игры окупятся. Роль же государства здесь заключается в создании институциональных предпосылок для привлечения частного бизнеса к участию в организации и финансировании Игр, а также в управлении макроэкономическими процессами на разных этапах олимпийского делового цикла.

Таблица 1
Экономические показатели Летних Олимпиад 1992-2016 гг.


Столица Олимпиады

Бюджет, млрд.долл.

Финансовый результат

Доля доходов от ТВ в общей сумме доходов, %

Барселона (1992)

1,7

Полная окупаемость

35

Атланта (1996)

1,8

Прибыль

42

Сидней (2000)

4,1

Убыток

45

Афины (2004)

12,0

Убыток

49

Пекин (2008)

45,0

Убыток

54

Лондон (2012)

39,0

Убыток

57

Рио (2016)

12,0

Убыток

59

В целом, наблюдается явная тенденция к росту бюджетов летних Олимпиад. Причем ускорение тренда за 16 лет (с 1992 по 2008 год) происходило по экспоненте, резкий рост, напоминающий взлет фондовых котировок в периоды иррационального бума.
Однако, начиная с Лондона-2012 тенденция похоже изменилась и осторожное снижение величины бюджета сменилось явным пикированием к 12,0 млрд.долл., что в начале 90-х считалось невероятной суммой для проведения крупных соревнований.
Также очевидно, что Игры с 2000 года носят скорее имиджевый характер, ведь финансовый результат убыточен. Причем, по оценкам специалистов, наибольший убыток был получен по самым дорогим Олимпиадам.
Безусловно, растут и доходы от проведения летних Олимпийских игр. Однако четких оценок уровня доходов нет. Главным моментом, который стоит выделить – это постепенный и плавный рост доли доходов от продажи прав телевизионных трансляций. И хотя по-прежнему лидерство в этом компоненте принадлежит футболу и особенно футбольным клубам из «Большой пятерки» европейских футбольных чемпионатов, Олимпийские игры получают с каждым годом все большую телеаудиторию, а величина доходов от трансляций перешла отметку в 2 млрд. долл .
Доходы от продажи билетов на посещение спортивных событий теперь занимают лишь второе место, и по мере развития технологий могут перейти на третью строчку, вслед за интернет-трансляциями .
Также стоит признать существенный прогресс в работе по реализации спортивной атрибутики с Олимпийской символикой, достигнутый главным образом не за счет повышения физического объема продаж, а за счет значительного приращения цены на подобные товары. Расширение объемов реализации, чаще всего, сталкивается с неразвитой системой маркетинга, ее географической ограниченностью, в силу того, что Олимпиада – одномоментное непродолжительное событие, и каналы сбыта атрибутики создаются на три, максимум пять лет. В то же время каналы реализации спортивной атрибутики профессиональных футбольных клубов стабильны, могут использоваться сколь угодно долго, а поэтому постоянно дают все больший объем реализации и расширение географии .
В целом, проведение летних Олимпийских игр за последние двадцать лет превратилось в способ заявить государству о себе, продемонстрировать свои экономические и технологические достижения. Поэтому среди претендентов на проведения Игр присутствует все большее число развивающихся стран, заявки которых по бюджету значительно превышают заявки развитых стран, привыкших вести бизнес на основе окупаемости и прибыльности проектов.


Феофанов Н.Ю. Анализ доходов от реализации спортивной атрибутики профессиональными клубами игровых видов спорта // Экономический анализ: теория и практика. – Москва: изд.-во «Финансы и кредит», – 2005. – №7. С. 53-57.

Феофанов Н.Ю. Анализ доходов от реализации билетов и абонементов на матчи профессиональных футбольных клубов // Экономический анализ: теория и практика. – Москва: изд.-во «Финансы и кредит», – 2006. – №1. С. 44-49.

Мишин Е. О., Сивцова Е. Г. Проведение олимпийских игр: доходы и расходы // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3.

Феофанов Н.Ю. Анализ доходов от спонсорских и рекламных контрактов профессиональных футбольных клубов // Экономический анализ: теория и практика. – Москва: изд.-во «Финансы и кредит», – 2006. – №3. С. 48-52.

Шапошников А.А., Феофанов Н.Ю. Цена гола // ЭКО. – Новосибирск, – 2006. – №10. С. 185-192.

Феофанов Н.Ю. Анализ величины доходов ФК от телевидения, спонсорских и рекламных контрактов // Индустрия футбола. – Москва, – 2006. – №2. С. 29-32.

Феофанов Н.Ю. Анализ финансовых результатов профессиональных футбольных клубов // Экономический анализ: теория и практика. – Москва: изд.-во «Финансы и кредит», – 2006. – №16. С. 55-68.

Феофанов Н.Ю. Анализ финансовых результатов деятельности профессионального спортивного клуба. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Новосибирск, 2007.

 

0
Ваша оценка: Пусто