Феофанов Н.Ю.,
и.о. заведующего кафедрой экономики и финансов Омской юридической академии, кандидат экономических наук
Давлетханов Р.М., студент ЧОУ ВО Омская юридическая академия
Мировой спорт стремительно коммерциализируется. Все более экзотические виды спорта попадают в расписание Олимпийских игр, а контракты Международного Олимпийского комитета (МОК) со спонсорами и рекламодателями теперь исчисляются десятками миллионов долларов.
Меж тем данная тенденция сколь приятная для спорта и бизнеса, столь же и настораживающая. В первую очередь, запуск процесса тотального проникновения денег в спорт ведет к росту убыточности большинства хозяйствующих субъектов этой сферы деятельности: государств-устроителей Олимпийских игр, профессиональных спортивных клубов, национальных спортивных федераций [1,2].
По сути, лишь «американская» система спортивного бизнеса сейчас работает в прибыль и чаще всего в прибыль. Представители других моделей восприняли процесс коммерциализации как имиджевую гонку финансовых вооружений, что особенно хорошо видно по экономическим показателям последних летних Олимпиад.
Современные Олимпийские игры — это не только состязание сильнейших спортсменов планеты, но и крупнейший международный бизнес-проект .
Каждая Олимпиада — колоссальная финансовая воронка, которая засасывает деньги, исчисляемые миллиардами: на инфраструктурное строительство и возведение спортивных объектов, на подготовку атлетов и на проведение соревнований, на обеспечение безопасности и на культурную программу.
Прибыльность Игр во многом зависит от привлечения к их финансированию частных инвесторов: чем большую долю во вложениях занимают финансы частного сектора, тем большая вероятность, что Игры окупятся. Роль же государства здесь заключается в создании институциональных предпосылок для привлечения частного бизнеса к участию в организации и финансировании Игр, а также в управлении макроэкономическими процессами на разных этапах олимпийского делового цикла.
Таблица 1
Экономические показатели Летних Олимпиад 1992-2016 гг.
Столица Олимпиады |
Бюджет, млрд.долл. |
Финансовый результат |
Доля доходов от ТВ в общей сумме доходов, % |
Барселона (1992) |
1,7 |
Полная окупаемость |
35 |
Атланта (1996) |
1,8 |
Прибыль |
42 |
Сидней (2000) |
4,1 |
Убыток |
45 |
Афины (2004) |
12,0 |
Убыток |
49 |
Пекин (2008) |
45,0 |
Убыток |
54 |
Лондон (2012) |
39,0 |
Убыток |
57 |
Рио (2016) |
12,0 |
Убыток |
59 |
В целом, наблюдается явная тенденция к росту бюджетов летних Олимпиад. Причем ускорение тренда за 16 лет (с 1992 по 2008 год) происходило по экспоненте, резкий рост, напоминающий взлет фондовых котировок в периоды иррационального бума.
Однако, начиная с Лондона-2012 тенденция похоже изменилась и осторожное снижение величины бюджета сменилось явным пикированием к 12,0 млрд.долл., что в начале 90-х считалось невероятной суммой для проведения крупных соревнований.
Также очевидно, что Игры с 2000 года носят скорее имиджевый характер, ведь финансовый результат убыточен. Причем, по оценкам специалистов, наибольший убыток был получен по самым дорогим Олимпиадам.
Безусловно, растут и доходы от проведения летних Олимпийских игр. Однако четких оценок уровня доходов нет. Главным моментом, который стоит выделить – это постепенный и плавный рост доли доходов от продажи прав телевизионных трансляций. И хотя по-прежнему лидерство в этом компоненте принадлежит футболу и особенно футбольным клубам из «Большой пятерки» европейских футбольных чемпионатов, Олимпийские игры получают с каждым годом все большую телеаудиторию, а величина доходов от трансляций перешла отметку в 2 млрд. долл .
Доходы от продажи билетов на посещение спортивных событий теперь занимают лишь второе место, и по мере развития технологий могут перейти на третью строчку, вслед за интернет-трансляциями .
Также стоит признать существенный прогресс в работе по реализации спортивной атрибутики с Олимпийской символикой, достигнутый главным образом не за счет повышения физического объема продаж, а за счет значительного приращения цены на подобные товары. Расширение объемов реализации, чаще всего, сталкивается с неразвитой системой маркетинга, ее географической ограниченностью, в силу того, что Олимпиада – одномоментное непродолжительное событие, и каналы сбыта атрибутики создаются на три, максимум пять лет. В то же время каналы реализации спортивной атрибутики профессиональных футбольных клубов стабильны, могут использоваться сколь угодно долго, а поэтому постоянно дают все больший объем реализации и расширение географии .
В целом, проведение летних Олимпийских игр за последние двадцать лет превратилось в способ заявить государству о себе, продемонстрировать свои экономические и технологические достижения. Поэтому среди претендентов на проведения Игр присутствует все большее число развивающихся стран, заявки которых по бюджету значительно превышают заявки развитых стран, привыкших вести бизнес на основе окупаемости и прибыльности проектов.
Феофанов Н.Ю. Анализ доходов от реализации спортивной атрибутики профессиональными клубами игровых видов спорта // Экономический анализ: теория и практика. – Москва: изд.-во «Финансы и кредит», – 2005. – №7. С. 53-57.
Феофанов Н.Ю. Анализ доходов от реализации билетов и абонементов на матчи профессиональных футбольных клубов // Экономический анализ: теория и практика. – Москва: изд.-во «Финансы и кредит», – 2006. – №1. С. 44-49.
Мишин Е. О., Сивцова Е. Г. Проведение олимпийских игр: доходы и расходы // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3.
Феофанов Н.Ю. Анализ доходов от спонсорских и рекламных контрактов профессиональных футбольных клубов // Экономический анализ: теория и практика. – Москва: изд.-во «Финансы и кредит», – 2006. – №3. С. 48-52.
Шапошников А.А., Феофанов Н.Ю. Цена гола // ЭКО. – Новосибирск, – 2006. – №10. С. 185-192.
Феофанов Н.Ю. Анализ величины доходов ФК от телевидения, спонсорских и рекламных контрактов // Индустрия футбола. – Москва, – 2006. – №2. С. 29-32.
Феофанов Н.Ю. Анализ финансовых результатов профессиональных футбольных клубов // Экономический анализ: теория и практика. – Москва: изд.-во «Финансы и кредит», – 2006. – №16. С. 55-68.
Феофанов Н.Ю. Анализ финансовых результатов деятельности профессионального спортивного клуба. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Новосибирск, 2007.