Американская музыкальная культура и её влияние

Соловьева Анастасия Александровна
ОмГУ им.Ф.М. Достоевского, г.Омск
Научный руководитель: Сиволапова Ирина Алексеевна, ст. преподаватель

 

Основной проблемой, возникающей при изучении американской массовой культуры, является то, что культура эта не ограничивается только Америкой. Существует несколько теорий относительно того, почему американская массовая культура так привлекательна. По одной теории, она широко рекламируется и подается через американские фильмы, популярную музыку и телевидение. Но эта теория не объясняет того, почему они пользуются таким спросом.

Согласно другой теории, Америка — это "нация наций", и поэтому ее массовое искусство и культура довольно легко "возвращаются на свою прародину". Но с таких позиций невозможно объяснить, почему школьники в Италии носят майки с надписями "baseball", японцы — ковбойские сапоги, а шведы — прическу в стиле "афро".

Согласно еще одной теории американская массовая культура воспринимается в мире как проявление "духа Америки". Под "духом Америки" понимают воплощение молодости, свободы, оптимизма, уверенности в себе. Независимо от конкурентных причин ее широкого распространения американская массовая культура очень быстро перенимается и усваивается во многих других странах. В результате быстро забываются ее американское происхождение и корни [7].

Попурри из поп-культуры

Именно в популярной культуре наилучшим образом прослеживаются взаимоотношения Америки и остального мира. Есть много причин, которые способствовали тому, что американская массовая культура приобрела господствующее влияние в мире. Несомненно, способность находящихся в Америке конгломератов средств массовой информации контролировать производство и распределение своих продуктов явилось одним из основных стимулов для распространения американской развлекательной индустрии по всему миру. Эффективность английского языка в качестве языка массовых коммуникаций играет важнейшую роль в признании и принятии американской культуры. В отличие от немецкого, русского или китайского языков более простая структура и грамматика английского языка наряду с его тенденцией к употреблению более коротких и менее абстрактных слов и более сжатых предложений дает преимущества [2, c. 122].

Другим фактором является интернациональный характер американской аудитории. Голливудским студиям, периодическим журналам, выходящим массовым тиражом, и телевизионным сетям пришлось научиться тому, как нужно разговаривать с группами и классами в своей стране, отличающимися широким разнообразием.

Американские музыканты стали использовать элементы из высокой и низкой культуры. Это смешение форм в американской массовой культуре сделало ее более привлекательной для многонациональных внутренних и зарубежных аудиторий путем приобретения их разнообразного опыта и различных вкусов [6].

Американизация России

Американизация советской культуры во второй половине XX века.

Довольно существенное проявление американизации в Советском союзе произошло после VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, прошедшего в 1957 году. Именно после VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в СССР появились стиляги, фарцовщики и возникла мода давать детям иностранные имена.

Стиляги — советская молодёжная субкультура второй половины

1940-х — начала 1960-х гг. Субкультура стиляг явилась своеобразным стихийным протестом против навязываемых стереотипов поведения. В среде стиляг актуальной считалась музыка свингового оркестра Гленна Миллера, в особенности хиты, прозвучавшие в кинофильме «Серенада Солнечной долины». Песня из этого кинофильма под названием «Поезд на Чаттанугу» стала своеобразным гимном стиляг. Стиляги тяготели к джазовой музыке. Грампластинки с записями модных исполнителей в СССР были редкостью. В связи с образовавшимся дефицитом, стал популярен так называемый «рок на костях» — запись музыки производилась на рентгеновских снимках [1, с. 91].

Субкультура советских хиппи появилась в конце 70-х годов XX века. Практически ничего общего с американскими хиппи у них не было, потому что в СССР не было ни войны во Вьетнаме, ни ЛСД, ни секса. Хиппи первого поколения в СССР, появившиеся в конце 60-х – начале 70-х гг. прошлого века, строили свою систему практически целиком на подражательстве. Под влиянием западных групп «Beatles», «Rolling Stones» возникали и свои – «Скоморохи», «Високосный год», «Машина времени», «Сокол», «Россияне» [8].

Американизация современной России.

Культурное состояние России в 90-е годы XX века

В годы перестройки на Советский Союз обрушился большой поток американских влияний. Это была музыка, кино, литература, субкультуры. Существенные изменения происходят и в русском языке. В связи с проникновением элементов американской культуры в Россию, появляется много заимствованных слов, преимущественно из английского языка. Это связанно с изменениями в сфере политической жизни, экономики, культуры и нравственной ориентации общества [5].

Так же в 90-е активно продолжали формироваться субкультуры, пришедшие из США.

Hip hop — молодёжная субкультура, появившаяся в середине 1970-х в среде афроамериканцев и латиноамериканцев. Первые эксперименты с рэпом в России относятся к 1984 году, когда в Куйбышеве диск-жокей дискотеки «Канон» Александр Астров совместно с местной группой «Час пик» записали 25-минутную программу, которая вскоре разошлась по всей стране в виде магнитоальбома «Рэп». Первая русскоязычная группа появилась в 1989 г., её имя — Bad Balance. Рынок русского хип-хопа, как индустрии, сформировался лишь в конце 1990-х гг [1, с. 354].

Еще одна субкультура, пришедшая из США в 90-е годы – субкультура рейверов. Рейверы — молодёжная субкультура постоянных участников вечеринок электронной танцевальной музыки. В музыкальном отношении стиль рэйв является преемником техно и эйсид-хауса. Ключевая фигура рэйверских дискотек – ди-джей [3].

Влияние Америки на современную Россию

В настоящее время в России стиль жизни, нормы поведения, мода – все это заимствуется у Америки.  Появившись в России еще в 90-х годах, клубная культура в настоящее время продолжает развиваться и распространяться по России. Появляются группы молодых людей, так называемых клабберов. Получает распространение американская субкультура эмо. Идеология эмо сосредоточена вокруг внутренних ощущений и эмоций человека. Эти эмоции выражаются в музыкальном исполнении при помощи специфических приемов, таких как скрим, что приводит публику в надлежащее настроение.

Американская культура внедрилась во все сферы культуры и повседневной жизни людей: это культура питания, это телевидение, это мода и прочие стороны жизни. Русские люди следуют тому стилю и образу жизни, что диктует Америка. Наступила тотальная американизация [9].

Социологическое исследование

В настоящее время Соединенные Штаты не оказывают положительного влияния на мировую культуру. Этой точки зрения придерживаются как жители европейских стран, так и сами американцы. Такие данные были получены в ходе международного исследования, проведенного исследовательской группой GfK по заказу американского издания The Wall Street Journal в апреле-мае 2009 года. В опросе приняли участие 19295 человек из 19 стран — Европейского Союза, а также России и США. Исследователи просили участников опроса оценить политический и культурный вклад США в мировое благополучие в течение последних пяти лет.

Большинство участников опроса (39%) назвали влияние США на мировую культуру негативным, положительные оценки дали только 22%. Культурное влияние США наиболее положительно оценивают жители Великобритании — 38%. Самых негативных оценок американское культурное влияние заслужило в Греции (58%). Также отрицательно оценивают американскую культуру в России (45%) и Венгрии (40%).

Предлагалось оценить вклад США в мировой кинематограф и телевидение, моду, пищу, спорт, музыку, архитектуру и литературу. Как выяснилось, 40% европейцев считают лучшими сферами американской культуры кино и телевидение. Высокую оценку также получили спорт (12%) и музыка (11%). При этом 21% опрошенных европейцев заявили, что вообще ничего не знают об американском вкладе в мировую культуру [4].

Опрос

С целью изучения влияния американской музыкальной культуры на современную молодежь мной был проведен опрос по теме. В опросе приняли участие 44 человека в возрасте 17 – 42 лет. Респондентам было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Насколько Вы знакомы с американской музыкой?

Хорошо разбираются в американской музыке 43% опрошенных, 50% относятся без особого интереса, а 7% даже слушают американскую музыку редко.

2. Какие из перечисленных стилей, на Ваш взгляд, Америка "подарила" мировой музыкальной культуре?

91% респондентов разбираются в стилях и ответили верно, указав вариант ответа «блюз, рок».

3. Назовите самых ярких, по Вашему мнению, представителей американской музыкальной культуры.

Среди ответов встречалось большое разнообразие исполнителей. Большую популярность имеет рок музыка (в частности: 30 seconds to Mars, Nirvana) Также выяснилось, что некоторые участники опроса путают американскую музыку и музыку Великобритании (например, указав в ответе группу «The Beatles»). Чаще всего были названы Майкл Джексон и Элвис Пресли.

4. Какое влияние американская музыка оказала на Вас?

64% респондентов отрицали какое-либо влияние со стороны американской музыкальной культуры на их жизнь. 25% отметили значительное влияние на формирование их мировоззрения и 11% опрошенных сказали, что влияние ограничивается внешними проявлениями (имидж, сленг).


Список источников:

  1. Акопян Л.О. «Музыка XX века. Энциклопедический словарь», под ред. канд. иск. Е.М.Двоскина. М., «Практика», 2010.
  2. Конен В.Д «Пути американской музыки», Издательство: М.: Советский композитор, 1977
  3. http://centr-levko.ru/
  4. http://engmaster.ru
  5. http://historic.ru
  6. http://infousa.ru
  7. http://ushistory.ru
  8. http://www.history.vuzlib.org
  9. http://www.progressinamerica.ru
3.142855
Ваша оценка: Пусто Средняя: 3.1 (7 votes)