Ломач Яна Сергеевна
Крымский юридический институт (филиал), Университета прокуратуры Российской Федерации, г.Симферополь
В современном мире институт суда присяжных является одной из форм судебного разбирательства, где проявляется как принцип диспозитивности гражданского процесса, так и принцип непосредственного участия гражданского общества в отправлении правосудия. Тем не менее, в РФ в юридической литературе ведется полемика относительно возможности введения заново института суда с участием присяжных заседателей в гражданском судопроизводстве. В РФ действует институт присяжных только в уголовном судопроизводстве, но при этом за последнее время обозначилась тенденция снижения его роли. Количество дел, рассматриваемых коллегиями присяжных в уголовном процессе в России невелико - несколько сотен в год (224 дела за 2017 год) [4].
В одном из своих посланий 2015 г. Федеральному собранию президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул: «Необходимо повышать независимость и объективность судебного процесса. В этой связи предлагаю укрепить роль института присяжных заседателей…А с учетом того, что коллегию из 12 человек не всегда просто сформировать, - можно подумать о сокращении числа присяжных до пяти - семи человек, при этом обязательно сохранить полную автономию и самостоятельность присяжных при принятии решений» [5].
Как известно, данный институт зародился в Англии еще в XII веке и представляет собой традиционный институт англосаксонской правовой системы [1, с.432]. Также и институт суда присяжных в гражданском процессе в США берет свое начало из исторических традиций английской правовой системы, и состав коллегии присяжных в США в разных штатах представляет собой не классическую модель из двенадцати присяжных, а состав коллегии из 5-7 человек и не требует единогласного решения присяжных заседателей [2, с.23].
Однако мнения ученых значительно расходятся, в сторону о необходимости или невозможности такого нововведения в современный гражданский процесс. Ведь и в уголовном судопроизводстве институт присяжных весьма несовершенен.
Одни ученые считают, что введение суда присяжных в гражданский процесс будет способствовать повышению уровню правовой культуры и правосознания общества, а также в целом развитию гражданского судопроизводства [3, с.2].
Другие полагают, что введение данного института является невозможным в гражданском процессе, так как в ходе осуществления правосудия могут выявляться определенные недостатки, связанные с участием суда присяжных заседателей, от решения которых будет зависеть его эффективность.
Во-первых, отсутствует регламентация в законодательстве, а также критерии, в соответствии с которыми к решению гражданских споров могут привлекаться присяжные заседатели. Поскольку присяжные заседатели не обладают специальными знаниями в области права, такой гражданин не сможет разобраться в нормах материального права гражданского процесса.
Во-вторых, затрагивается вопрос материального характера. Как и в уголовном процессе, присяжным заседателям должны предоставляться льготы, в частности, за время исполнения им обязанностей ему могут выплачивать вознаграждение по месту его основной работы за такой период; возмещаться судом командировочные расходы, транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда.
В-третьих, в ст. 56 ГПК РФ раскрывается принцип диспозитивности, в соответствии с которым именно на сторонах лежит обязанность по доказыванию обстоятельств, на которые они ссылаются при разрешении спорного правоотношения, который непосредственно связан с принципом гражданского процесса.
В-четвертых, отсутствует перечень вопросов у суда присяжных в гражданском процессе, на которые придется ответить присяжным заседателям при вынесении вердикта по делу.
Подводя итоги вышесказанному, следует сделать вывод, что для дальнейшего функционирования объективного и беспристрастного суда по гражданским делам имеет место быть введение института присяжных заседателей в Российской Федерации. Однако для обеспечения такой формы судебного разбирательства необходимо сначала разработать в доктрине гражданского права определенные механизмы, которые будут способствовать разрешению возможных трудностей, для того, чтобы ввести данный институт на законодательном уровне.
Список литературы:
- Аболонин Г.О.. Гражданское процессуальное право США: монография / Г.О. Аболонин. - М.,2010. - 432 с. 2010.
- Демичев А.А., Агафонов С.Ю. Модели судов с народным представительством в российской истории в IХ - начале XX в. // История государства и права. 2013. № 13. – С.23.
- Тарасов В.Н. Актуальные проблемы института суда присяжных на современном этапе / В.Н. Тарасов // Судья. 2016. №2 // СПС «КонсультантПлюс».
- Судебный департамент Верховного суда РФ по гражданским делам. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=195.
- Послание Президента В.В. Путина Федеральному Собранию 3 декабря 2015 года. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/ messages/50864/work.