Актуальные проблемы при установлении сервитута

Трусова Кристина Юрьевна
Юридический институт ФГБОУ ВО “Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева”, Россия, г. Орел

 

На сегодняшний день в российском законодательстве имеются проблемы, которые существенно влияют на установление сервитута.  По своей социальной природе сервитут представляет собой ограниченное право пользования чужим земельным участком. Впервые понятие «сервитут» было зафиксировано в Древнем Риме. Значение данного слова сводилось к рабству вещи, некой повинности [5, с. 24]. Такой институт заключался в предоставлении земельного участка другим лицам. В системе российского права сервитут нашёл своё предназначение в различных нормативно правовых актов, а именно в Земельном и Гражданском Кодексе. Законодательство Российской Федерации выделяет два вида сервитута – это публичный и частный.  

Согласно, ст. 23 ЗК РФ публичные сервитуты устанавливаются решениями исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения интересов государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута происходит на общественных слушаниях, которые проводятся с целью учёта мнения и интересов граждан. Российское земельное законодательство ничего не упоминает об общественных слушаниях, поэтому не понятно кем и как они проводятся. Бывают ситуации, когда подзаконным актов администрации в отношении земельного участка, принадлежащего организации на праве собственности, установлен публичный сервитут, а общественные слушания не содержат определённых сведений об установлении указанного сервитута, в связи с этим такой акт в отношении земельного участка признается недействительным [3].

Помимо этого, в практике применения публичного сервитута не урегулирован вопрос о том, куда или в какой орган стоит обращаться с заявлением для установления публичного сервитута. Юристы при решении данного вопроса ссылаются на то, что земельное законодательство в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Вследствие с этим можно предположить, что установление публичного сервитута происходит либо исполнительным, либо законодательным органом.

Плата за сервитут устанавливается соглашением. В соответствии с постановлением Правительства от 23.12.2014 г. N 1461 «Об утверждении Правил определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности» размер платы, определяется как правило на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается из расчёта на 0,01 процента кадастровой стоимости земельного участка за каждый год срока действия сервитута, если иное не установлено. Если же сервитут приходится на часть земельного участка, то размер платы определяется пропорционально площади этой части земельного участка [4].

Немало важную роль в судьбе публичного сервитута играет государственная регистрация. Процедура государственной регистрации публичного сервитута осуществляется Росреестром. Такой орган выполняет функции по государственной регистрации на недвижимое имущество, регулирует вопросы с кадастровым учётом.

Частный сервитут устанавливается гражданским законодательством Российской Федерации. В соответствии с нормами гражданского права собственник недвижимого имущества (земельного участка) вправе требовать от других собственников земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком. Такое в частности необходимо для прохода или проезда к своему земельному участку, либо для того, чтобы проложить инженерные коммуникации. Обычно вопрос об установлении частного сервитута достигается соглашением сторон, который заключается в простой письменной форме. Соглашение должно в себя включать определенные условия, а именно информацию о земельном участке, цели и задачи установления сервитута, плату за него. Современный исследователь Копылов А.В. указывает, что такое соглашение в обязательном порядке должно подлежать государственной регистрации [1, с. 67]. Но бывают ситуации, когда между соседями возникают трудности и они не приходят к соглашению или к его условиям. В таком случае спор разрешается судом, по иску лица, который обратился с требованием об установлении сервитута.  Судебный процесс может проходить как в судах общей юрисдикции, так и в арбитражном суде. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2017 года в обзоре судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок указал, что при решении вопроса, о выборе суда, необходимо исходить из степени субъективных отношений и характера предъявленного требования [2]. Истец, обращаясь в суд с указанным требованием должен доказать, что такое соглашение не было достигнуто во внесудебном порядке. 

Необходимо иметь ввиду и тот момент, что за частный сервитут по общему законодательству предусмотрена плата за него. В частности, у лица, устанавливающего сервитут и лица, который представляет право для этого происходит несоразмерность в договоренности по поводу оплаты. При таком следует обращаться в суд для разрешения данного вопроса. Суд при определении размера платежей исходит из различных обстоятельств, а именно из принципа разумности и целесообразности, учитывая при этом характер деятельности сторон, а также срок установления сервитута. Помимо этого, размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом. В практике применения частного сервитута законодатель предусматривает возможность изменения платы за земельный участок. Такое право предоставляется каждой из сторон. Они могут обратиться в суд с требованием об увеличении или уменьшении платы. Суд по своему усмотрению учитывает обстоятельства, явившиеся для изменения размера после чего, выносит соответствующие решение.  Правоприменитель может удовлетворить заявленное требование, а может и отказать, когда отказ в какой- то степени будет негативно влиять на соразмерность финансовых средств лица.

Анализируя актуальное проблемы, связанные с установлением сервитута я пришла к следующему выводу, что на сегодняшний день остаются ряд нерешенных вопросов, которые существенно влияют на применение данного института.  Мой призыв состоит в том, чтобы нынешнее законодательство устранила такие пробелы и закрепила основополагающие положения при установлении сервитута. В данном случае при публичном сервитуте стоит определить орган, к компетенции которого будет относиться приём заявлений при установлении сервитута, а также установить порядок проведения общественных слушаниях. При частном сервитуте можно было бы сократить досудебное разбирательство если бы на законодательном уровне был введён принцип мирного урегулирования конфликта.  Важным моментом является и то, что при установлении сервитута собственнику или землепользователю необходимо проанализировать все возможные варианты, а именно издержки при его применении, соразмерность в материальной выгоде, либо рассмотреть другие более удобные варианты для обременения земельного участка. Если же сервитут не используется по прямому назначению он может быть прекращен, в случае если отпали обстоятельства для которых был установлен сервитут.


Список литературы:

  1. Копылов А. В.  Вещные права на землю в римском, русском дореволюционном и современном российском гражданском праве / А.В. Копылов. - М. : Статут, 2000. 255 с.
  2. Обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017) // СПС «Консультант Плюс».
  3. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.06.2009 г. по делу N А43-31249/2008-1-452 // СПС «Гарант».
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2014 N 1461 "Об утверждении Правил определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности"  //  СПС «Гарант».
  5. Романова Г. В. Земельное право: курс лекций для бакалавров / Г.В. Романова. — М. : ЮСТИЦИЯ, 2016. 190 с.
1
Ваша оценка: Пусто Средняя: 1 (1 голос)