Актуальные проблемы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан

Сохрякова  Анастасия Вячеславовна
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет»

 

Большинство развитых стран  мира ставит перед собой задачу увеличить продолжительность жизни своих граждан. В настоящее время  существует  целый ряд возможностей как это сделать, например, вести здоровый образ жизни, решать проблемы с экологической обстановкой в стране, совершенствовать систему здравоохранения. Одно из направлений в развитии здравоохранения - это доступная и качественная медицина. Конституция Российской Федерации в статье 41 гарантирует всем гражданам России  право на охрану здоровья,  бесплатную и доступную медицинскую помощь[1, ст. 41]. Доступность обеспечивается, в том числе  льготными лекарственными средствами, для отдельных категорий граждан. К их числу относятся ветераны войны и боевых действий, инвалиды, государственные служащие, почетные доноры  России и др. Но, как показывает практика, далеко не всегда указанные категории граждан могут беспрепятственно реализовать принадлежащее им право. Так на сегодняшний день в России  существует проблема с закупками льготных  лекарственных средств (далее –  ЛС), так как  новая методика расчета  стоимости государственного контракта  на их поставку не выгодна фармакологическим компаниям. В итоге льготируемые категории граждан не могут получить предписанные им лекарственные препараты,  что существенно  нарушает их  права.

Льготные лекарственные средства -  перечень лекарственных препаратов, утверждаемый Правительством Российской Федерации в целях государственного регулирования цен. В первую очередь льготное лекарственное обеспечение затрагивает незащищенные слои общества и больных с редкими (орфанными) заболеваниями. Стараясь обеспечить население льготными  ЛС, Министерство здравоохранения в этом году (2019) вводит новую методику формирования максимальной цены контракта при государственных закупках  ЛС  приказом, который был принят  26.10.2017 N 871н [3].  Данная методика должна была помочь выровнять  закупочные цены по всей стране (ранее стоимость одного лекарственного средства по регионам могла отличаться в разы). Стартовая стоимость контракта в итоге стала настолько малой, что  большая часть тендеров по закупке важных лекарств для льготников не состоялась.  Фармацевтические компании не стали заключать контракты на поставку ЛС, так как не хотели работать себе в убыток. Только за первую половину 2019 года не состоялось порядка 60,8 тыс. государственных закупок ЛС (за аналогичный период 2018 года не состоялось около 30 тыс.) В сумме количество сорванных аукционов выросло на 52% (с 26 млрд рублей до 39,7 млрд рублей). Большинство тендеров — 55,6 тыс.— не состоялись из-за отсутствия заявок [2, с.1].

 Данные события негативно сказались на пациентах, в таких условиях человек вынужден либо сам обеспечивать себя данными лекарствами, либо проходить неполную программу лечения. Более того, при ухудшении состояния таких больных из-за  задержек в лечении им могут требоваться совсем  другие, еще более сильнодействующие препараты. Существующая индивидуализация механизма заказа лекарственных средств  чаще приводит к тому, что пришедшее  с опозданием дорогостоящее лекарственное средство  может оказаться вообще ненужным, что наносит ущерб также и бюджету.

Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует  при разработке государственной лекарственной политики провести комплексный анализ в сфере обеспеченности населения ЛС [5,c.22]. За основу нужно брать статистику заболеваемости и смертности, а так же учесть номенклатуру и количество лекарственных средств. Одновременно оцениваются ресурсы государства. На основании полученных результатов  государство ищет возможные пути для привлечения дополнительных ресурсов или перераспределения уже имеющихся, но по более приоритетным направлениям. Данная рекомендация нашла свое отражение в Стратегии лекарственного обеспечения населения российской федерации до 2025 года [4]. Задачей номер один в данном документе является формирование системы рационального назначения и использования лекарственных средств, при помощи:

  1. Создания эффективной системы стандартизации на основе принципов доказательной медицины;
  2. Ведение регистра (регистров) пациентов на федеральном и региональном уровнях, обеспечивающего принятие решений по лекарственному обеспечению с учётом персональных данных;
  3. Разработка и внедрение рациональных принципов и критериев включения препаратов в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее – Перечень ЖНВЛП) на основе сравнительной оценки их социально-экономической  эффективности;
  4. Внедрение современных протоколов ведения больных;
  5. Стимулирование использования дженерических  лекарственных препаратов;

На мой взгляд,  данные идеи можно воплотить  путем создания специальной базы данных на уровне субъекта РФ.  В этом перечне будет зарегистрирован  каждый  больной, который нуждается  в льготных лекарственных средствах, далее в этой базе отображать его диагноз и само ЛС. Следующим этапом будет  систематизация и анализ информации, как итог у нас будут  данные о практически всех нуждающихся  в лекарственных средствах на льготных условиях  в конкретном субъекте. Данная база должна усилить информированность федеральных органов, которые смогут  распределить бюджетные средства более рационально.

Подводя итоги сказанному выше, можно предположить, что создание единой базы поможет частично решить такие проблемы, как

  1. Длительное ожидание пациентами лекарственных средств;
  2. Нецелесообразное распределение ЛС;
  3. Нерациональное расходование государственного бюджета;
  4. Непокрытые затраты фармацевтических компаний при государственных закупках;

Список использованных  источников

  1. Конституция Российской Федерации  (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС Консультант
  2. Котова М. Лекарства довели до срывов/ Мария Котова// Коммерсантъ- 2019.- 7 августа.
  3. Приказ Минздрава России от 26.10.2017 N 871н (ред. от 26.06.2018) "Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения" // СПС Консультант
  4. Приказ Минздрава России от 13.02.2013 N 66 (ред. от 10.09.2019) "Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации" // СПС Консультант
  5. Мешковский, А.П. О проблемах лекарственного обеспечения населения [электронный ресурс]/ А.П. Мешковский . – КиберЛенинка , 2015. – Режим доступа:  https://cyberleninka.ru/article/v/o-problemah-lekarstvennogo-obespecheniya-naseleniya
0
Ваша оценка: Пусто