Скоробогатова Кристина Дмитриевна
ЧОУ ВО «Омская юридическая академия», г. Омск
В современном мире Интернет развивается стремительно быстро, порождая общественные отношения, которые в свою очередь требуют правового регулирования, защиты со стороны государства. Общество интенсивно пользуясь услугами интернет, в том числе покупая товары дистанционным способом, создало предпосылки для принятия нормативного правового акта, который бы урегулировал порядок организации и деятельности посреднических услуг. В центре внимания стоит фигура агрегатора как информационного посредника.
Проанализировав юридическую литературу, можно отметить, что понятие «информационный посредник» заимствовано из зарубежного опыта. Впервые ответ на вопрос « кто такие информационные посредники» попытались дать Соединенные Штаты Америки и Европейский Союз. Закон США «Об авторском праве в цифровом тысячелетии» (DMCA) более подробно разрешил вопросы, связанные с основаниями и условиями освобождения от ответственности сервис – провайдеров, в том числе и процедурные моменты по защите правообладателей с привлечением информационных посредников. Законодательство Европейского Союза раскрывает понятие «информационных общественных услуг», основания освобождения от ответственности информационных посредников (например, Директива 2000/31/ЕС Европейского Парламента и Совета от 8 июня 2000 года [3,c.8].
Законодательство Российской Федерации к разрешению данной проблемы подошло позднее. В 2013 году законодатель в ст. 1253.1 Гражданского кодекса РФ раскрывает понятие «информационный посредник» применительно к защите интеллектуальных прав в сети Интернет. Приобретая популярность, договор купли-продажи товаров через Интернет порождает хозяйственные связи, на основе которых возникают гражданско-правовые споры в части, касающейся прав продавцов, покупателей и коммерческих посредников с учетом их особенностей при осуществлении купли-продажи посредством Интернета.
В связи с этим возникла потребность к урегулированию деятельности информационных посредников. В марте 2017 года Правительством РФ был внесен на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации проект Федерального закона № 126869-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей"», в результате которого и было введено в ФЗ «О защите прав потребителей» понятие владелец агрегатора информации о товарах. Ими являются организации независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальные предприниматели, предоставляющие в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» в отношении определенного товара (услуги) возможность потребителю одновременно ознакомиться с информацией о товаре (услуге), реализуемом (оказываемой) продавцом (исполнителем) по договору купли-продажи (договору возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли- продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) непосредственно на банковский счет такой организации (индивидуального предпринимателя.
Принятие норм, регулирующих деятельность агрегатора, по-мнению законодателя, поможет усилить правовые гарантии потребителя, приобретающего товары через Интернет.
Агрегатор, вступая во взаимоотношения с продавцом и покупателем, образует договорные связи. Возникает вопрос, а как агрегатор непосредственно заключает договор? Агрегатор путем создания технологической платформы-веб-сайт, предоставляет возможность продавцу опубликовать информацию о товаре, на основании которой он заключает договор-купли продажи товаров с покупателем. Таким образом, агрегатор выступает в качестве информационного посредника. Услуги агрегатора строятся на конструкции договора возмездного оказания услуг или агентского договора. Его деятельность заключается в предоставлении возможности клиенту создать свой аккаунт и зарегистрироваться на веб-сайте, получить доступ к сервисам в личном кабинете, также агрегатору предоставлено право взимать плату на условиях, изложенных в соглашении с покупателем.
Следует определить правовой статус агрегатора, то есть его права и обязанности при реализации деятельности.
Основываясь на Федеральном законе от 29.07.2018 N 250-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" законодатель выделяет следующие его права:
- вправе быть владельцем сайта или программы, на которых будет изложена информация о товаре;
- взимать предварительную оплату товаров с покупателя.
При этом, защищая интересы слабой стороны в договорных отношениях- гражданина-потребителя, законодатель закрепил его право: предъявить требование к владельцу агрегатора о возврате суммы произведенной им в качестве предварительной оплаты товара при наличии условий:
- товар, в отношении которого была внесена денежная сумма на банковский счет владельца сайта, не передан покупателю в срок, установленный договором;
- потребитель направил продавцу письменное уведомление о расторжении договора купли-продажи вследствие неисполнения обязательств продавцом.
Обязанности:
- обеспечение конфиденциальность персональных данных клиента;
- информировать лицо, желающее приобрести товар, о том, что договор купли-продажи будет заключен непосредственно с поставщиком, а не с оператором;
- уведомить продавца о том, что договор с покупателем будет заключен им от своего имени;
- владелец агрегатора обязан доводить до сведения потребителей полную достоверную информацию о себе и продавце, а также о товаре;
- предоставить покупателю возможность ознакомиться с товаром посредством представленной информации относительно качества, производителя, комплектности, упаковки, ассортимента, его целевого назначения;
- обеспечить возможность ознакомиться с публичной офертой продавца, условиями договора, а также произвести предварительную оплату на согласованных сторонами условиях.
Владелец агрегатора несет убытки в случае предоставления недостоверной или не полной информации о товаре или продавце покупателю, на основании которой был заключен договор купли-продажи.
Анализируя зарубежное законодательство можно выделить общие черты информационных посредников:
- характер деятельности носит технико-автоматизированный характер;
- нейтральность по отношению к передаваемой информации о товаре.
Таким образом, подведя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что принятое в Российской Федерации законодательство в области регулирования деятельности информационных посредников в сфере продажи товаров дистанционным способом активно развивается, учитывая и опыт зарубежных стран. Вместе с тем решены не все проблемные вопросы, возникающие при купле-продаже через Интернет, что позволяет говорить о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства в данной сфере.
Список литературы:
- Пояснительная записка к проекту Федерального закона N 126869-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» // СПС «КонсультантПлюс».
- Бычков А. Правовые аспекты деятельности агрегаторов // Новая бухгалтерия. 2017. N 8. // СПС «КонсультантПлюс».
- Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 (ред. от 04.10.2012) "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом".
- Директива Европейского парламента и Совета ЕС 2000/31/ЕС от 08.06.2000 г. «О некоторых правовых аспектах информационных услуг на внутреннем рынке,в частности,об электронной коммерции».