Административный порядок рассмотрения избирательных споров

Маргулис Евгения Олеговна,
Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления, г. Новосибирск,
Научный руководитель:  Макарцев Андрей Алексеевич
 

Существует два порядка разрешения избирательных споров: судебный и административный. Именно о последнем и пойдёт речь в данной статье.

Административный порядок предполагает рассмотрение споров избирательными комиссиями в пределах их компетенции. Согласно пунктам 3 и 4 статьи 20, пункту 7 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные комиссии обеспечивают защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, они обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в установленный законом срок, а также обязаны контролировать соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума и принимать меры по устранению допущенных нарушений.

Для своевременного разрешения избирательных споров оправдала себя практика формирования рабочих групп из членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, специалистов, экспертов. Также возможно участие представителей избирательных объединений и общественных движений. Такие рабочие группы создаются для оперативного рассмотрения жалоб (заявлений), влекущих за собой избирательные споры.

На заседания рабочей группы приглашаются кандидаты, их представители, наблюдатели, представители СМИ, а также другие заинтересованные лица. При необходимости рабочая группа выезжает на место возникновения избирательного спора. Часто такая практика используется в тех случаях, когда требуется повторный подсчет (пересчет) голосов, поданных за кандидатов, если разрыв между победившим и следующим за ним кандидатом незначителен. Чаще всего таким местом бывает нижестоящая избирательная комиссия, иногда – орган исполнительной либо представительной власти соответствующего уровня. Там выясняются непосредственные причины нарушений избирательных прав граждан в ходе сбора подписей в поддержку кандидатов в депутаты, предвыборной агитации, голосования избирателей вне помещений участковых избирательных комиссий.

Общий порядок рассмотрения обращений, поступающих в избирательную комиссию, происходит в составе: председателя избирательной комиссии, его заместителя, членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, соответствующей рабочей группы, коллегиально избирательной комиссии. Как правило, порядок рассмотрения обращений должен быть конкретизирован в подзаконных актах внутреннего пользования (регламент, постановления избирательной комиссии и т.п.).

Участковые избирательные комиссии коллегиально и безотлагательно разрешают избирательные споры, возникшие в день голосования. Сигналы о нарушениях избирательных прав граждан могут поступить от кандидатов, наблюдателей, членов комиссии с правом совещательного голоса, работников СМИ и других заинтересованных граждан.

Установив при рассмотрении избирательного спора нарушения избирательных прав граждан, избирательная комиссия принимает исчерпывающие меры к их устранению, зависящие от ее компетенции. Если принятое решение противоречит действующему избирательному законодательству и ущемляет активное или пассивное избирательное право граждан, комиссия должна отменить его.

В случае нарушения кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума закона соответствующая комиссия вправе вынести предупреждение, которое доводится до сведения избирателей, участников референдума через средства массовой информации либо иным способом.

Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий. Комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации. Ответственность за неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума предусмотрена в п. 1 ст. 5.3 Кодекса об Административных правонарушениях Российской Федерации, где сказано, что «неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума, принятого в пределах ее компетенции – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей».

Несмотря на большой уровень в сфере осуществления выборов количества нарушений, коррумпированности должностных лиц и криминальной заинтересованности в «правильном» исходе голосования общество и органы государственной власти всё больше встают на строну закона. В сфере разрешения избирательных споров законодательство постоянно совершенствуется и направлено на систематизацию и единообразие применения судебной практики.


Список литературы:

 

  1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. 2-е, изм. и доп. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М, 2005 г.
  2. Масленников М.Я. Административно-юрисдикционный процесс: понятие и соотношение с иными видами процессуально-правовой деятельности // Государство и право. 2006. № 2.
  3. П. 1 ст. 5.3 Кодекса об Административных правонарушениях Российской Федерации.
0
Ваша оценка: Пусто