Административные барьеры на пути развития малого предпринимательства

Малышевич Елена,
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия»
Научный руководитель: к.э.н., доцент кафедры экономики и менеджмента Немцова Н.В.

 

Для того чтобы объективно оценить условия, в которых действуют малые предприятия, требуется проанализировать барьеры на пути выхода на рынок новых предприятий и препятствия для развития деятельности уже функционирующих на нем предпринимательских структур и становления нормальной конкуренции.

Барьеры на пути к рынку могут носить объективный структурный характер, обусловленный особенностями данной отрасли и рынка (технология производства, стартовые и текущие затраты, объем спроса, зрелость и развитость рынка, тип конкуренции), либо определяться поведением отдельных хозяйствующих субъектов, уже действующих на данном рынке, а также мерами государственного экономического регулирования. Барьеры на пути выхода новых предприятий на рынок.

Современные условия развития российской экономики характеризуются наличием существенных трудностей выхода на рынок, связанных с действием таких факторов, как низкая платежеспособность покупателей, сужение его географических границ вследствие роста транспортных издержек, возрастание международной конкуренции в условиях ограниченного спроса. Многие виды деятельности становятся малопривлекательными для новых малых предприятий (в том числе в связи с низким уровнем прибыльности, высоким уровнем конкуренции и, следовательно, инвестиционного риска).

Возможности выхода на рынок ограничивает значительный объем первоначального капитала, необходимого для освоения выпуска того или иного товара. Отсутствие достаточных финансовых средств делает невозможным проникновение новых предпринимателей в определенные отрасли. Кроме того, вступающие в рынок предприятия на период освоения производства несут существенно более высокие удельные затраты, чем уже действующие на нем предприятия, а следовательно, являются менее конкурентоспособными. Ограниченный доступ новых производителей к сырьевым источникам, новым технологиям, заемному капиталу создает для них неравные стартовые условия.

На возможности выхода новых предприятий на рынок существенное влияние оказывают также ограничения их деятельности со стороны органов власти и управления всех уровней, в том числе в таких сферах, как налогообложение, лицензирование, квотирование, порядок регистрации предприятий и предоставления производственных помещений и земельных участков. Все это можно определить как административные барьеры на пути выхода предприятий на рынок, т.е. препятствия, связанные с необходимостью выполнения предпринимателями обязательных правил и процедур, предусмотренных законодательными и подзаконными актами, а также произвольными актами и действиями органов власти различного уровня, существенно затрудняющими создание и развитие малых предприятий.

Наряду с несовершенством правового регулирования и недостатками системы налогообложения, особенно негативно влияют на деятельность МП:
- сложность и высокая стоимость регистрации предпринимательских структур;
- несовершенство системы лицензирования предпринимательской деятельности;
- большое количество контролирующих органов и дублирование их функций;
- действия многочисленных местных органов власти, сдерживающие развитие предпринимательства.

Проблемы регистрации МП.

В настоящее время процесс регистрации малых предприятий неоправданно усложнен, требует оформления большого количества документов и в совокупности занимает срок от одного до трех месяцев.
Вновь создаваемое малое предприятие вынуждено еще до начала своей деятельности и до получения каких-либо финансовых результатов расходовать значительные денежные средства: внесение части уставного капитала, оплата услуг регистрирующего органа, органов статистики, госпожарнадзора, санэпидемнадзора, вневедомственной охраны и т.д. Высоки размеры оплаты нотариальных услуг, необходимых для оформления учредительных документов. Тем самым создается финансово-административный барьер для малых предприятий, величина которого (в стоимостном выражении) различна для разных отраслей и регионов.

В совокупном объеме затрат, связанных с созданием и регистрацией предприятия, условно можно выделить две основные составляющие:

а) переменные затраты (приобретение оборудования, аренда помещений, наем персонала и др.), которые обусловлены конкретным видом деятельности предприятия и его местоположением;
б) постоянные затраты, связанные с выполнением обязательных процедур, необходимых для регистрации предприятия: подготовка устава и учредительного договора, нотариальное заверение учредительных документов и подписей, сбор за государственную регистрацию, постановка на учет в органах статистики и налоговых органах, внесение уставного капитала, изготовление печатей.

Регистрирующие органы в ряде случаев усложняют процесс регистрации предприятий путем требования дополнительных сведений от их учредителей, не предусмотренных действующим законодательством, а также представления одних и тех же документов.

Законодательство должно устанавливать санкции в отношении должностных лиц и меры их ответственности за уклонение от регистрации, необоснованный отказ в ее осуществлении, нарушение сроков регистрации. Несовершенство системы лицензирования предпринимательской деятельности.
Лицензирование, вводя ограничения на занятие определенным видом деятельности, уже само по себе является одним из существенных барьеров, ограничивающих развитие предпринимательства.

Широкое распространение получила практика введения лицензионными органами излишне жестких условий и требований для предпринимателей (представление сведений о своей технической базе, производственных, торговых и складских площадях, условиях пользования помещениями, справок о прохождении работниками обучения безопасному ведению работ, копий договоров и финансовых отчетов за несколько лет).

Такая практика превратила лицензирование в фактор торможения развития малого предпринимательства, способствовала неоправданному разрастанию на местах бюрократического аппарата, создала потенциальные условия для коррупции, а также для причинения предпринимателям прямого материального ущерба (например, имеются случаи изъятия налоговыми органами доходов малых предприятий по причине отсутствия лицензии, однако в результате изучения фактов устанавливалось, что лицензирование данного вида деятельности законодательством не предусмотрено).

Необходимо законодательно установить, что государственное ведомство, инициирующее введение лицензирования того или иного вида деятельности, должно представить развернутую аргументацию (а не вообще желание, как это бывает), подтверждающую общественную необходимость лицензирования данного вида деятельности, доказательства того, что государство не может повлиять на предпринимателя каким-либо иным действующим механизмом контроля (т.е. доказать, что этот контроль отсутствует).

Положения о лицензировании конкретных видов деятельности должны разрабатываться соответствующими ведомствами совместно с общероссийскими корпоративными и отраслевыми объединениями предпринимателей. Положения о порядке лицензирования конкретных видов деятельности утверждаются Постановлением Правительства РФ по согласовании с заинтересованными сторонами.

Необходимо обеспечить вневедомственный (за исключением особых случаев, связанных с безопасностью государства) порядок выдачи лицензий через систему специальных лицензионных органов, действующих на основе законодательства, положений о лицензировании и с привлечением независимых экспертов.

Установить ответственность лицензионных органов и должностных лиц за нарушение порядка выдачи лицензий и необоснованное лишение (приостановление действия) лицензии, включая компенсацию возможных финансовых и моральных потерь, в том числе упущенную выгоду.

Законодательно ограничить возможности субъектов Федерации вводить дополнительные виды лицензируемой деятельности собственными нормативными актами. В случае особой обоснованной необходимости введения лицензирования какого-либо вида деятельности, связанного исключительно со специфическими особенностями региона, утверждать этот подлицензионный вид деятельности через специальный федеральный законодательный акт. Избыточность контролирующих органов и дублирование их функций.

В настоящее время контрольно-ревизионные функции осуществляют несколько десятков различных контрольных органов. Имеют место параллелизм и дублирование их функций: контрольно-ревизионного управления Минфина России и налоговой инспекции, управлений по ценовой политике и финансовых управлений, соответствующих областных и городских служб. Контрольные проверки носят бессистемный характер. Различные контрольные органы требуют предоставления одних и тех же документов вместо того, чтобы организовать обмен информацией между собой. Это дезорганизует работу предпринимателей, ведет к непроизводительным затратам труда и снижению активности МП, держит их в напряжении перед непредсказуемостью очередной проверки. Несогласованность в действиях органов контроля приводит к тому, что предпринимательские структуры подвергаются неоднократным проверкам за сравнительно короткий промежуток времени.

Каждый из контрольных органов действует по собственным нормативным и инструктивным документам, определяющим методы, порядок и периодичность контроля, которые не скоординированы и не согласованы между собой, а также во многих случаях неизвестны и недоступны предпринимателям, особенно в сфере малого бизнеса.

Во многих случаях нормативные акты и ведомственные инструкции устанавливают широкую компетенцию контролирующих органов, которая не соответствует имеющейся в их распоряжении материальной базе, кадровому потенциалу и системе организации работы. Это приводит к сугубо формальному выполнению контрольных функций, превращению их в чисто бюрократическую процедуру, не оказывающую реального влияния на качество товаров и услуг. Малые предприятия вынуждены идти на преднамеренные нарушения установленных правил контроля, поскольку их выполнение в полном объеме невозможно.

Предприниматели в большинстве случаев не имеют достоверной и достаточной информации о правах и полномочиях контролирующих органов, определяемых внутренними инструктивными документами, и не могут отстоять свои интересы. Ответственность контрольных органов, их должностных лиц и других работников за допускаемые ими нарушения, как правило, устанавливается нечетко.

Таким образом, существующая неэффективная и трудоемкая система контроля деятельности субъектов предпринимательства является для последних одним из административных препятствий для нормального функционирования и развития и требует совершенствования.

В процессе упорядочения контрольной деятельности органов исполнительной власти целесообразно осуществить следующие согласованные меры:

- определить предельный перечень федеральных и местных органов исполнительной власти и управления, допущенных к осуществлению контрольных функций;
- установить регламентные сроки, периодичность и последовательность контрольных проверок различными органами;
- исключить практику дублирования проверок различными подразделениями одной структуры;
- закрепить в соответствующих правовых актах жесткий порядок проведения проверок, четко определяющий:
а) полномочия должностных лиц на доступ в помещение предприятия, ознакомление с документами и получение информации;
б) обязанности вручать представителям предприятия предписание, ордер или иной документ, дающий право на осуществление контрольных функций, а также знакомить их с результатами проверки;
в) права предпринимателя обжаловать процедуру проведения и результаты проверки;
- усовершенствовать механизм взаимодействия между контрольными органами, что позволит избежать дополнительной нагрузки на предприятия;
- установить порядок публичной отчетности об осуществлении контрольных функций;
- установить, что органы, финансируемые за счет госбюджета, должны осуществлять все необходимые проверки, осмотры и другие контрольные процедуры на безвозмездной основе, в том числе для целей лицензирования;
- разработать единый механизм ответственности контролирующих инстанций и должностных лиц за нарушения, допущенные при осуществлении ими контрольных функций;
- обеспечить осведомленность предпринимателей о правах контрольных органов и нормативных документах, регламентирующих их деятельность, что позволит исключить возможность произвола и необоснованных требований со стороны указанных органов; - установить порядок, при котором внеочередная контрольная проверка предприятия может производиться только по постановлению суда.
Действия местных органов власти, сдерживающие развитие МП.

Региональные органы власти своими решениями создают многочисленные барьеры для выхода на рынок новых малых предприятий путем введения местных ограничений. Это имеет место:
- при распределении находящихся в ведении органов власти ограниченных ресурсов;
- в дискриминации в кредитовании и субсидировании, ущемлении прав отдельных хозяйствующих субъектов либо предоставлении им эксклюзивных прав и индивидуальных льгот;
- в возложении на хозяйствующие субъекты (как правило, занимающие доминирующее положение на рынке) отдельных функций государственного управления и контроля.

Массовый характер приобрели прямые нарушения местными органами законодательства о предпринимательской деятельности. Основными видами нарушений являются посягательство на имущество предпринимателей, ограничения на межрегиональное перемещение товаров, незаконное регулирование цен, взыскание не предусмотренных законодательством сборов, вмешательство во внутренние дела предприятий и попытки административного регулирования их деятельности, противозаконная ликвидация предприятий.

В условиях, когда значительная часть ресурсов, необходимых для начала и развития предпринимательской деятельности (объекты недвижимости, природные ресурсы, земля), находится в собственности субъектов Федерации или в муниципальной собственности, порядок предоставления этих ресурсов и степень их доступности для предпринимателей становятся важными факторами развития малого бизнеса.

Сложившаяся в настоящее время ситуация в большинстве регионов России характеризуется следующими основными чертами:

- отсутствие широкой информации о наличии ресурсов, порядке и условиях доступа к ним (в особенности для начинающих предпринимателей), что ограничивает конкуренцию и создает условия для теневых соглашений между предпринимателями и служащими соответствующих органов управления;
- усложненность процедуры доступа к ресурсам, ведущая к существенным потерям времени и финансовых средств;
- нежелание органов исполнительной власти вовлекать ресурсы (прежде всего недвижимость) в хозяйственный оборот, преимущественное предоставление недвижимости и оборудования на условиях краткосрочной аренды.
Заключение арендных договоров сопровождается включением в них дополнительных условий, не относящихся к предмету договора и предусматривающих различные финансовые отчисления, так называемую помощь, "сотрудничество" с внебюджетными фондами и т.д. Допускаются также случаи безосновательного расторжения договоров и изменения размера арендной платы в одностороннем порядке.

Методы, которыми органы исполнительной власти пытаются оказать воздействие на процессы формирования рынка и на поведение на нем субъектов МП, во многих случаях способствуют усилению старых и возникновению новых препятствий выходу на рынок. Прежде всего, имеются в виду решения местных властей о предоставлении различных видов поддержки, льгот и эксклюзивных прав отдельным предпринимательским структурам. Применение этих мер далеко не всегда достигает целей, которые подразумеваются при предоставлении поддержки, однако в подавляющем большинстве случаев ухудшает состояние конкуренции и ставит в неравное положение других субъектов, действующих на том же рынке. Это искажает поведение предпринимателей и ориентирует их на получение льгот в ущерб росту эффективности и приспособлению к рыночным условиям, "индивидуализирует" взаимоотношения хозяйствующих субъектов с органами власти, создает возможность злоупотреблений и коррупции.


Список литературы

    • Авилова А.В., Приписное В.А., Чепуренко А.Ю. Малое предпринимательство в России: промежуточные итоги мониторинга (1993-1995 гг.). Аналитический доклад на международном семинаре " Финансовые и институциональные проблемы российского МП (региональные аспекты)". Москва
    • Государственная поддержка предпринимательства: концепция, формы и методы. Генеральный проект" Россия в третьем тысячелетии". Вып. XII. Общероссийское объединение "Круглый стол бизнеса России". Центр комплексных социальных исследований и маркетинга. М., 1995 г.
    • Малое предпринимательство в контексте российских реформ и мировой опыт / Под ред. А. В. Авиловой и А. Ю. Чепуренко. РНИС и НП, Центр социально-экономических проблем, М.,1995 г.
    • Материалы III международного конгресса "Российский малый и средний бизнес". Москва, 23-25 ноября 1994 г. Международный фонд поддержки экономических реформ России, М., 1994.
    • Материалы сайта Национального Института системных исследований проблем предпринимательства. http://www.nisse.ru/
    • Поддержка МСП в странах ЕС: к вопросу о положительном опыте, достойном заимствования. Материалы семинара TACIS, 18 апреля 1995 года.
    • Россия в мировой экономике. Генеральный проект" Россия в третьем тысячелетии. "Общероссийское объединение "Круглый стол бизнеса России". Центр комплексных социальных исследований и маркетинга.
    • Сборник по материалам семинара "Развитие малых и средних предпринимательских структур и проблем занятости"
0
Ваша оценка: Пусто